Знакомясь с Магаданским Губернаторским Русским оркестром, понимаешь – не все решают деньги

Журналист Дарья Гаврилова в блоге MagadanMedia рассказала о предстоящем концерте и представила интервью с музыкантами

3 ноября, MagadanMedia. Сегодня в МЦК состоится удивительный концерт Магаданского Губернаторского Русского оркестра с участием молодой солистки областной филармонии Марии Челях и ансамбля академического народного танца "Колымские звездочки". Примечательно и то, что пройдет концерт в рамках Всероссийской акции "Ночь искусств". Более того – вход бесплатный.

А совсем недавно, на одном из таких концертов нашего уникального оркестра мне как раз довелось побывать. "Неееет, – размышляла я, сидя в зале, – интереснее, острее, пронзительнее у нас никто не играет! Они ничего не выдумывают, не красуются, не манерничают. Русская народная музыка сама живет в них, в глубинах их могучей, таинственной природы, соединившей в причудливых комбинациях тьму и свет. Сколько драгоценной энергии они извлекают из этого драматического контраста! Страсть, вера, преданность, мудрость, тоска, могучая жизненная сила и любовь… Все звучит в этой музыке, такой нашей и такой родной".


Оркестр. Фото: Из архива Дарьи Гавриловой

Занавес пал, но публика еще долго, стоя, рукоплескала Магаданскому Губернаторскому Русскому оркестру. Крики "Браво!", бесконечные аплодисменты не отпускали артистов со сцены МЦК. И не верилось, что с того ветреного, морозного дня 1996 года, когда преподаватели и студенты Магаданского училища искусств, движимые единым порывом души, объединились в любительский коллектив игры на русских народных инструментах, минуло уже 20 лет! Оркестр получил статус профессионального, и был передан в штат Магаданской областной филармонии, в чем ведении пребывает и поныне. К слову, филармония в этот предпоследний месяц осени преподнесла колымским ценителям прекрасного не один неожиданный сюрприз: интереснейший творческий вечер с известной актрисой Еленой Яковлевой , великолепный совместный концерт классической музыки блистательного виолончелиста Бориса Андрианова и нашего гениального магаданского пианиста Александра Горностаева . Но, несмотря на визиты "звезд", самым значимым событием в культурной жизни области, без преувеличения, стал юбилейный концерт Магаданского Губернаторского Русского оркестра под названием "20 лет с Вами!" с участием лучших артистов в народном инструментальном жанре.

Грустно, странно и непонятно...

…Отгремели праздничные салюты в честь 20-летнего юбилея, надолго оставившие в сердцах присутствовавших след восхитительного очарования. Дело артистов оркестра состоит из летучей материи. Все у музыкантов происходит здесь и сейчас, "потом" не будет. "Потом" – только мифы, легенды, предания… Однако, "судьба и воля" Магаданского Губернаторского Русского оркестра достойны не только восторгов, но и размышлений.

Слушая русскую музыку в исполнении Магаданского Губернаторского Русского оркестра, становишься духовно богаче. Способным на веру, на подвиг, на самоотречение, даже на чудо. Думаю, зритель не может не отозваться на такой импульс. А количество ищущих в дебрях современного Вавилона чистый и трудный "остров" своей души, каждый концерт оркестра мощно увеличивает.

Но, к сожалению, с легкой грустью уже сейчас приходится признать, что мы с вами, скорее всего, последнее поколение колымчан, которые слышат блистательную и ни с чем несравнимую игру Магаданского Губернаторского Русского оркестра. Почему?

"В магаданском колледже искусств не готовят музыкантов, которые могли бы играть в оркестре, – говорит директор областной филармонии Ирина Барило , – поэтому мы, в свою очередь, стараемся привлечь артистов извне. С кадрами вообще катастрофа. Ехать сюда из других регионов молодые специалисты не хотят. Приглашать кого-то сейчас мы не можем – у нас нет жилья, последние три года нам его не выделяют. В оркестре сейчас открыты вакансии гобоя, второй флейты, первого баяна, балалаичников, ударника, домры, басовой домры, домры-альт. Но у всех потенциальных артистов из ЦРС одно требование – жилье и достойная для профессионалов зарплата. Замкнутый круг. Мы вот сейчас нашли, к примеру, баяниста из Екатеринбургской консерватории, посмотрим, приедет или нет".

– А если направлять магаданских абитуриентов по целевому договору учиться в специальные вузы с условием, что вернутся и отработают?

– В этом году мы заключили договор с Хабаровским государственным институтом культуры. Нам выделили квоту, бюджетные места, но ехать никто не захотел. Знаете, сколько учится студентов на музыкальном отделении в колледже искусств? На народном отделении вообще два человека! Мне кажется, что престижность профессии музыканта в Магадане очень низкая. Большое влияние имеет и размер заработной платы. Приходит, допустим, молодой специалист, оклад у него будет 9 тысяч. Итого с надбавками он получает 20 тысяч в месяц. Поэтому средняя зарплата музыканта в оркестре – 27 тысяч рублей. Вот они у нас и работают на пяти работах.

Ирина Викторовна знает, о чем говорит. В Магаданской областной филармонии она работает с 1992 года, на ее глазах когда-то создавался и начинал действовать оркестр. Но тогда ситуация была иная. Артистов в ансамбле было около 40 человек. На народном отделении в училище искусств училось много студентов, и они работали в филармонии на полставки. Создал оркестр преподаватель по классу баяна, зав. музыкальным отделением училища искусств Анатолий Цеп (ныне живет и работает в Москве в Доме народного творчества, — прим. авт.) с 1996 по 1997 годы оркестр существовал при училище. У филармонии, кстати, был в свое время собственный камерный оркестр "Симфониетта" (дирижер Валерий Ермошкин). На базе "Симфониетты" и основали Магаданский Русский.

К сожалению, не ходят музыкальные школы на наши концерты, почему-то педагоги считают, что это не нужно детям. Да и многие родители думают также. Или, например, привозим мы прославленного виолончелиста Андрианова, а дети, которые учатся на виолончель, не приходят к нам на его концерт. Грустно, странно и непонятно.

Чудо

Вот Магаданский Русский оркестр открывает концерт, и, словно по мановению волшебной палочки, лица присутствующих озаряются улыбками. Божественная музыка, как в сказке, будто будит ото сна вековой лес, в центре которого в высоком замке спит заколдованная принцесса… И присутствующие уже подпевают, живая инструментальная музыка захватывает душу, уносит вдаль. Как все это близко нам – милое, русское, родное… Как, впрочем, и сам оркестр, играющий только на народных инструментах!

Помню торжественную церемонию закрытия Года Учителя в магаданской области в январе 2011 года. Тогда колымские педагоги – лауреаты областного фестиваля художественной самодеятельности педагогических работников образовательных учреждений "Самородки Колымы" – выступали под аккомпанемент Магаданского Русского оркестра. Удивительная была концертная программа! То был первый опыт совместного творчества профессионального музыкального коллектива с педагогами, потрясающий совместный проект областной филармонии и Департамента образования администрации Магаданской области. Удивляло не только вокальное мастерство учителей, но и то, насколько слаженно слился с ними оркестр. Вот что значит профессионалы! А каким незабываемым получился концерт "Песни Великой Победы" в прошлом году в "Колымском"! Свою благодарность и восхищение за этот проект оркестру выразил руководитель администрации Президента РФ Сергей Иванов, которого глубоко тронула игра наших музыкантов…

Магаданский Русский оркестр необычайно популярен, причем не только у нас на Колыме, и сам по себе является уникальным, единственным в своем роде коллективом. Кстати, звание "губернаторский" оркестр получил в декабре 2014 года. Дается звание на три года и его нужно подтверждать и доказывать. Магаданский Губернаторский Русский оркестр сегодня – это 27 уникальных артистов. Самому молодому – 21 год, самому старшему – 70!

"Такую работу, которую проводит наш оркестр, не проводит никакой другой музыкальный коллектив, – говорит Ирина Барило, – оркестр работает в детских садах, в школах с замечательными детскими программами "Детям о музыке", "Детям о Шаинском", "Знакомство с музыкальными инструментами", "В гостях у сказки", "Нам дороги эти" (песни о войне), "День независимости России", "День Победы", "Лекция к 23 февраля" и многие другие. В этих программах поют наша потрясающая Тамара Федорова, красавица актриса Оксана Плиско"!

Кстати, одним из главных сюрпризов прошедшего юбилейного концерта стало выступление Магаданского Губернаторского Русского оркестра на сцене МЦК совместно с Московским Ансамблем молодых солистов оркестра имени Н. П. Осипова, прибывшим ради этого на Колыму из столицы. Молодые "осиповцы" входят в состав Национального академического оркестра народных инструментов России, и объединенное выступление столь талантливых музыкантов, несомненно, значимое событие.

На концерты Магаданского Губернаторского Русского оркестра зрители приходят с удовольствием, а зал всегда полон. Здесь играют на русских народных инструментах: на все лады поет баян, перебирают струны домры, о нездешнем тоскуют балалайки, звенят колокольчики, насвистывает флейта, бьют в литавры, бубен, барабаны. Все милое, русское, родное! В этой музыке привкус полевых трав, и осенних яблок, и чего-то едва уловимого, давно забытого. Сразу вспоминаешь детство, счастливую юность… И в концертном зале словно пахнет пряно и волнующе — осенним полем, ночным садом, таинственным лесом… Как отмечали зрители, побывавшие 12 октября на концерте, звучание оркестра отличали необыкновенно красивый звук, чрезвычайная тонкость и выразительность. Эти качества, помноженные на отточенную технику и филигранность, произвели на слушателей неизгладимое впечатление. А публика отличную музыкальную работу распознает моментально, глубинным своим зрительским чутьем. Как и то, что каждое выступление Магаданского Губернаторского Русского оркестра пронзает собою, вызывает трепет и восхищение, из-за него тянутся люди в концертный зал! Потому что этот оркестр – это именно то, чего русские люди жаждут всей душой, то, от чего они не откажутся никогда, то, во что всегда будут верить. Чудо.

Работают за "идею"

Все возвышенное на этом свете неожиданно, все низменное закономерно. Вот точно и в самом деле, как утверждал Достоевский, как-то вдруг залетели в нашу земную атмосферу несколько семян из других миров. Коли сильно повезет, что-то из урожая этих потусторонних семян можно встретить на жизненном пути. Например, артистов нашего Русского оркестра. А во главе этих артистов стоит дирижер.

Главному дирижеру Магаданского Губернаторского Русского оркестра, лауреату международных конкурсов Константину Есипову 42 года. Константин – выпускник музыкального факультета Дальневосточной академии искусств. В Магадан приехал по приглашению директора музучилища, а через два года возглавил оркестр, которым руководит уже без малого 16 лет.


Главный дирижер Константин Есипов и оркестр. Фото: Из архива Дарьи Гавриловой

Такие лица, как у Константина Есипова, я часто встречала на старых русских фотографиях, где задумчивые дворяне стоят рядом с тонкими тангарскими статуэтками. Не знаю, какими ветрами заносит людей, подобных Константину Есипову, на артистическую дорогу: они ничего общего не имеют с кривляньем, шумихой и вообще ни с чем размалевано-фасадным в этой профессии. Такие артисты — прежде всего настоящие, профессиональные "человековидцы", знатоки человеческого сердца. Точно сама земля рождает таких людей, на которых вдруг падает игривый луч высшего света. И эта игривость, прихотливость духовного света сказывается на всем поведении, когда Константин Есипов дирижирует своим оркестром. Никаких натужных символов. Ничего невнятного и потустороннего. Оркестр каждый раз выигрывает, исполняя музыку, которая сильно и живо задевает душу. К тому же ему удается во всей красе показать отличную, не уничтоженную еще русскую музыкальную школу и необъятный, чудный, оригинальный дар…

– С точки зрения главного дирижера как вы оцениваете прошедший концерт?

– Наши артисты большие молодцы, они очень старались на концерте. С уверенностью могу сказать: музыканты Магаданского Губернаторского Русского оркестра, без преувеличения, лучшие в нашей области. Неудивительно, что и работать им приходится буквально на разрыв: к примеру, Анна Баранова – директор колледжа искусств, Галина Рудакс – директор детской хоровой школы, Сергей Шумков – один из старейших преподавателей колледжа искусств, Татьяна Кокорина — известный педагог детской музыкальной школы с большим стажем. Все два десятка инструментальных номеров, прозвучавших в недавнем юбилейном концерте "20 лет вместе с нами", были новыми. С приглашенными гостями, ансамблем молодых исполнителей оркестра им. Осипова, на сцену вышел известный бас, тезка Шаляпина, солист Большого театра России, лауреат международных фестивалей и конкурсов Федор Шаляпин, исполнивший любимые публикой романсы. А когда наш оркестр заиграл "Русский танец" Чайковского, из зала понеслись крики "Браво!". На "бис" пришлось исполнять оркестру русскую плясовую песню "Светит месяц". Кстати, впервые на сцене соло звучал ксилофон. Мы первый раз показали этот инструмент публике, он изготовлен в Голландии и стоит около полумиллиона рублей. Звучит просто волшебно!

– О чем сегодня болит душа у главного дирижера?

– Душа болит о привлечении ярких молодых кадров, для нашей территории это проблема. У нас в оркестре, к примеру, четыре домры, а должно быть 12! При этом половина состава — совместители, так как зарплата, увы, не большая. Конечно, мечтается о том, чтобы стало возможным увеличить количество артистов до 40–60 человек, поднять зарплаты нашим оркестрантам, чтобы они могли работать в оркестре на постоянной основе и не бегали искать подработки.

Ведь это крайне важно, чтобы работники культуры получали достойную зарплату, и могли сосредоточиться на музыке, а не на заботах о хлебе насущном.

Невольно вспоминаются слухи о недавно открывшемся во Владивостоке Театре оперы и балета. Как говорят, в тамошнем оркестре третий контрабас получает зарплату в 150 тысяч, а первая скрипка — от 200 тысяч рублей… Конечно, имея подобную оплату труда, всецело отдаваться искусству гораздо проще и приятнее. Наши же работают практически "за идею". Кстати, если бы Магаданский Губернаторский Русский оркестр мог выезжать за пределы области на гастроли или на конкурсы, он бы уже давно покорил публику всей нашей страны и завоевал все мыслимые награды.

– Знаю, что творческий процесс в Магаданском Губернаторском Русском оркестре никогда не останавливается. Над чем работаете сейчас?

– Сейчас оркестр готовит новую программу для детей по Юрию Энтину, готовятся новые сказки с оркестром… Впрочем, заранее рассказывать нельзя, следите за афишами!

Как раз с афишами вышли проблемы… Областная филармония судится с технической инспекцией мэрией: филармонии выписали штраф в 15 тысяч руб за то, что она разместила афишу в неположенном месте – на недействующем киоске в Нагаево.

У нас в городе нет ни одного афишного стенда. Пусть он будет платный, зато все будет как положено, как это делается в других городах. В чем проблема их установить?

"Это вопрос к мэрии. У филармонии были еще утвержденные Магаданским горисполкомом 19 мест в городе, где висели наши стенды. Теперь все эти места принадлежат собственникам! — возмущается Ирина Барило. –При этом все мы с вами ездим в отпуск, видим, как цивильно эта проблема решена в других городах: на каждой остановке в Краснодаре, Питере, Москве висят афиши. Отчего же так нельзя сделать и у нас"?

Инструменты есть, а помещения нет

В уходящем году Магаданский оркестр свой "план", говоря по-советски, перевыполнил. Одни только весенние гастроли по районам области включали в себя 15 концертов в неделю! А в целом, меньше сорока концертов в год у оркестра и не бывает. Русский оркестр повсюду — в детских оздоровительных лагерях, на детских площадках, в школах и на стадионе "Колымского", в районах области и на открытом воздухе.

Кстати, Магаданский Губернаторский Русский оркестр дважды становился победителем конкурса ансамблей и оркестров народных инструментов Дальнего Востока, проходившем во Владивостоке.

Блистательно отработал оркестр большой концерт "А песня русская жива" (с приглашенными солистами Ольгой Чирковой (любимица Людмилы Зыкиной, царица русской песни. — прим. авт.) и Василием Пьяновым (Заслуженный артист России. — прим.авт.), "Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях" с артисткой Хабаровской филармонии. Большой популярностью у подрастающего колымского поколения пользуется программа оркестра "Детям о войне". Порой случается так, что берут за душу военные песни в живом исполнении даже самых индифферентных молодых людей, бывает, плачут.

– Решена ли проблема с инструментами, ведь долгое время приходилось играть на старых?

– Да, проблему с инструментами мы постепенно решили, — рассказывает Ирина Барило, — каждый изготовлен вручную и стоит немалых денег. К примеру, японская флейта, на которой играет наша флейтистка Елена Тайницкая, обошлась в 250 тысяч рублей. Новый ксилофон – около 400 тысяч рублей. Все домры, контрабасы и балалайки – мастеровые, изготовленные на заказ и вручную. Новая ударная установка, литавры. Все эти дорогие инструменты областная филармония приобретает на свои заработанные деньги. Мастеровые гусли, вместе с кофром, стоят 350 тысяч рублей. Изготавливает мастер их на заказ, в течение двух лет. Сейчас мы покупаем виброфон, это будет единственный такой инструмент в области. Он очень дорогой: вместе с доставкой обойдется в 700 тысяч рублей. Конечно, нам очень нужен баян, надеемся, со временем будет. У нас сейчас сложности две: кадры, как мы уже говорили, и нормальное помещение. У оркестра его нет. Кабинет № 401 в колледже искусств, где с 1996 года размещается оркестр, мы, конечно, отремонтировали и привели в надлежащее состояние, но он маленький, оркестру в нем тесно — у нас крупные музыкальные инструменты.

– А каким вы в идеале видите помещение для оркестра?

– Конечно же, концертный зал с репетиционным помещением. Для того, чтобы качественно готовить концертные программы, нужно, чтобы каждая группа инструментов выучила свои партии и репетировала. Значит, нужны помещения для групповых занятий.

– Откровенно говоря, надоедает постоянно слышать жалобы от приезжих артистов на то, что в Магадане нет зала с хорошей акустикой. Помнится, в нашем последнем интервью с Владимиром Куперштейном, он рассказывал, что в скором временем в Магадане появится свой большой концертный зал: смелая идея Владимира Зиновьевича должна была найти свое воплощение в историческом центре столицы Колымы, напротив театра, где когда-то располагалась первая школа. Но Владимир Куперштейн скончался четыре года тому назад, и проект магаданского Альберт-Холла некому стало продвигать. А ведь именно в нем смогли бы с комфортом обосноваться все колымские культурные коллективы.

– Насколько я понимаю, это дело отложено, а до каких времен, неизвестно. Во всяком случае, в программе "Развитие культуры в Магаданской области до 2018" года было заложено еще в 2014 году выделение 50 млн на проектные работы. Но после отодвинули на 2016 год, и теперь, я думаю, на неопределенное время.

А ведь будь у оркестра свой концертный зал, мы бы не ездили по детским садам и по школам, мы бы приглашали молодежь к себе. Мы бы готовили другие программы, абонементы! Приглашали бы исполнителей на свои концерты, как это делается в других городах.

Чаще бы показывали сказки с оркестром, потому что по детским садам, к примеру, оркестр, разумеется, не может ездить в полном составе. У нас есть некоторые инструменты, которые перевозить практически не представляется возможным.

Это любовь!

"Фундамент" оркестра, как фундамент у здания, составляют три контрабаса, домра-бас и четыре балалайки. В Магаданском Губернаторском Русском оркестре группа балалаек состоит из четырех артистов: Константин Ершов (балалайка-прима), Татьяна Кокорина (балалайка-секунда), Елена Буртовая (балалайка-секунда), Игорь Гудз (балалайка-альт).

Почетный работник культуры Магаданской области Игорь Гудз работает в оркестре с первого дня его основания. Причем, уходящий год стал юбилейным и для него лично — 26 июля Игорю Алексеевичу исполнилось 70 лет! Жизнь состоялась! Достойная, красивая, ясная жизнь выдающегося магаданского исполнителя-инструменталиста. Убавить от нее нечего, а прибавить вряд ли кто сможет, потому что Гудз — трудяга редкостный, в нем как будто не существует никакого самомнения. Удивительная скромность, даже самоумаление. Дескать, я работаю, и ни до чего остального мне дела нет. Он известен в том числе и тем, что до сих пор помногу занимается, и даже перед репетициями подолгу сидит с инструментом, играет… Верность правде жизни, высокие критерии требовательности к самому себе, как к артисту, атмосфера напряженного творчества — свойства, почти утраченные современным искусством, как нельзя лучше характеризуют работу Игоря Алексеевича. Грамоты и благодарственные письма от губернатора, мэра, Министерства культуры области в его адрес можно перечислять бесконечно, ведь на сегодняшний день стаж работы Игоря Гудз в учебных заведениях и учреждениях культуры и искусства Магадана более полувека! Он ветеран труда Магаданской области в прямом смысле этого слова.

Родители Игоря Гудза были очень музыкальной парой, в доме всегда звучала музыка. А на Колыму его, четырехлетнего, они привезли с Украины, здесь окончил восьмилетку школы №2, три класса музыкальной школы (по классу баяна), музыкальное училище (народное отделение по классу баяна), факультет оркестрового дирижирования народных инструментов Хабаровского института культуры. Уже работая преподавателем в музыкальной школе Сеймчана, оттуда призвался в армию, после десять лет трудился педагогом в клубном отделении по классу баяна в магаданском музыкальном училище, три года возглавлял музыкальную школу №3, пять лет отработал в управлении культуры г.Магадана, семь лет — учителем музыки в школе №7. И вот сейчас, вновь — училище искусств (педагог), областная филармония (оркестр). И, хоть Игорь Алексеевич владеет всеми народными инструментами, в оркестре с первого дня играет именно на балалайке-альт. Его новой концертной балалайке, кстати, десять 10 лет. Инструмент заказной, стоит около 100 тысяч рублей.

"Тембр у нее, конечно, чарующий, – говорит Игорь Алексеевич, – на ней удобнее играть. И звук совершенно иной. Раньше мы играли на инструментах, которые арендовали в музыкальном училище, а теперь филармония обеспечивает нас профессиональными инструментами, мастеровыми".

Еще на концерте я обратила внимание на красивую женщину с цветами, в глазах которой стояли слезы, она плакала. Тогда я еще не знала, что это — супруга Игоря Алексеевича, Татьяна Гудз, и что она ходит на все концерты своего мужа.

Смотришь на них, и не верится — разве возможно так любить? Через два года супруги отметят золотую свадьбу! Татьяна Давыдовна работает санитаркой в реабилитационном отделении Магаданской областной больницы, труд не из легких.

"Мне в жизни просто очень повезло, я встретил Таню, — ласково улыбается Игорь Алексеевич, — она самый преданный мой поклонник. Впервые я увидел ее случайно, сорок восемь лет тому назад, возвращаясь из увольнения в свою воинскую часть, в электричке Владивосток — Артем, у окна — до сих пор помню тот день, субботу, 12 июня 1965 года. Увидел и пропал. Но набрался смелости, подошел, выпросил домашний адрес. Это была любовь с первого взгляда, то, что свыше один раз в жизни дается. Вырастили двоих сыновей. К сожалению, старший сын, Олег, ушел от нас три года тому назад, но оставил нам очаровательную внучку Викторию, ей сейчас полтора годика. Младшему, Александру, 31 год, он живет и работает в Москве, его сынишке Дамиру, нашему внуку, 6 лет.

Мало, кто знает, да и сам Игорь Алексеевич не любит об этом распространяться, но очень часто ему приходится играть через боль — порой обостряется профессиональная болезнь, блуждающий артрит кистей и пальцев рук. Дома у него уже тридцать лет стоит баян "Рубин", и частенько, на радость супруге и гостям, он на нем играет. И как!

"Я в наш оркестр влюблен и без него себя не мыслю, — признается Игорь Гудз, — обожаю наш коллектив, совместное музицирование, разговоры о музыке… Наш главный дирижер Константин Есипов. Большой профессионал, требовательный и бескомпромиссный руководитель, он умеет добиваться от артистов профессионального звучания оркестра! За минувшие 20 лет оркестр значительно вырос в плане исполнительского мастерства, стал более слаженным коллективом, объединенным единой целью раскрытия музыкальных образов. Мне вот, например, больше всего нравится использовать обработки народных песен там, где нужно техническое совершенство и быстрые ритмичные темпы".

И Игорь Алексеевич прав. Совершенно волшебно звучали в концерте обработки русской народной песни "Светит месяц", венгерского танца "Чардаш".

"От прошедшего концерта впечатление эйфории, — делится Игорь Гудз, — мы играли с хорошим настроением, а какие музыканты к нам приехали! Одиннадцать человек "Осиповцев" просто блестящие! И мы со своей стороны старались. Помню, когда мы были на гастролях по Дальнему Востоку, люди удивлялись "А что, в Магадане, есть свой народный оркестр?! Люди плакали на наших концертах! А ради этого мы и работаем. И мечтаем о гастролях. Если бы областная администрация нашла деньги на то, чтобы мы смогли съездить на гастроли, да еще в ЦРС, мы, со своей стороны, готовы не ударить в грязь лицом. Мы не останавливаемся на достигнутом, будем и дальше совершенствоваться, дабы радовать своим искусством благодарных слушателей. Покой, как говорится, нам только снится, ибо оркестр — это наша любовь, наша гордость, наша жизнь"!

Итак, она звалась Татьяной...

Без сомнения, появись она на свет во времена Пушкина, свою бессмертную героиню наш великий поэт писал бы с нее. Очаровательная Татьяна Кокорина играет на самом ярком и самом "русском" из всех музыкальных инструментов — балалайке-секунда. "Трехструнным бубенцом" называли в старину балалайку поэты. А в оркестре это аккомпанирующий инструмент, который держит ритмическую сторону всего ансамбля. Впрочем, в 1996 году, когда оркестр только образовался, Татьяна Афанасьевна играла сначала на домре-альт, после — на баяне, и только позже, по состоянию здоровья, пересела на балалайку.


Татьяна Кокорина. Фото: Из архива Дарьи Гавриловой

"Я люблю оркестр, он никогда не надоедает!, — говорит она, — при этом в оркестре важна каждая партия, каждый инструмент по-своему украшает ансамбль. Они у нас, кстати, капризные: когда их к нам привозят от мастеров, они долго привыкают к нашему климату".

Любопытный факт: хорошо известный на Колыме эстрадный певец Николай Павленко — племянник Татьяны Кокориной. Да и стоит ли удивляться, что вся их большая дружная семья насквозь пронизана музыкой? Родной брат Татьяны Афанасьевны, Николай Афанасьевич Павленко, талантливый баянист, всю жизнь проработал в ДК п.Снежный. Татьяна вместе с братом появились на свет в п.Бараборка Ольского района. Уже в Магадане Таня окончила музыкальную школу и музыкальное училище по классу баяна, после — музыкальный факультет Дальневосточного педагогического института искусств (по классу баяна) во Владивостоке. А в 1978 году снова вернулась… в магаданскую музыкальную школу! С тех самых пор до сегодняшнего дня здесь и работает: много лет трудилась заведующей народным отделением, ведет класс баяна и ансамбль ложкарей "Ладушки", чему несказанно рады и учащиеся школы, и их родители. При этом успевала вести оркестр баянистов, ездить на гастроли (чего стоят только большие гастроли по Америке весной 1994г!), играть в ансамбле русских народных инструментов "Северное сияние", побеждать на фестивалях и так далее. Татьяна Афанасьевна с грустью признается, что очень скучает по "Метелице", в которой много лет играла, но, из-за проблем со здоровьем, которую вынуждена была оставить. Продолжает и сейчас приходить на все их концерты, только теперь уже как зритель.

Счастливо сложилась и личная жизнь нашей Татьяны: вышла замуж за военно-морского офицера Юрия Болтенкова, супруги вместе воспитали троих детей. Старший сын Михаил тоже стал военным, подарил родителям троих внуков, причем, один из них, 7-летний Олег Домнич, учится в магаданской музыкальной школе как раз по классу балалайки! Младший сын, Иван Болтенков, стал горным инженером, воспитывает годовалую дочурку Софию. Ну, а гордость семьи, 30-летняя красавица Вера Кокорина, уже в 7 лет музицировала на скрипке, знала наизусть все ноты! Параллельно с английской гимназией одаренная девочка окончила и музыкальную школу, более того — сразу два (!) отделения, и оба (!) с красными дипломами. После училища искусств поступила на иняз Государственной Полярной Академии, за этим последовал Институт музыки театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена. Сегодня Вера Кокорина работает в Оперной студии Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.

"Это счастье, что в нашем регионе есть такой коллектив! Как передать словами глубокие переживания и чувства, которые отражаются в глазах людей, приходящих на концерты оркестра? Наш оркестр сохраняет и развивает народные традиции, знакомит слушателей с замечательными солистами, вокалистами и инструменталистами — Александром Цыганковым (российский музыкант, домрист, композитор, Народный артист России, автор многих произведений для домры, — прим.авт), Любовью Муравьевой (солистка Национального академического оркестра народных инструментов России им.Н.П.Осипова, знаменитая гуслярша, — прим.авт)), Геннадием Калмыковым (лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, известный гармонист — прим.авт). Всякий раз до глубины души волнительно слышать слова благодарности, восхищения и восторга от встречи с музыкой, которую мы играем"...

"Как музыканты, мы растем играя"

Артистов группы ударных инструментов в оркестре двое — это молодые, симпатичные, улыбчивые мужчины Владимир Костромин и Сергей Шумков.

"Хорошо помню наш самый первый концерт, — улыбается Сергей Владимирович, — он состоялся 31 января 1996 года в ДК Ола. Стояли крещенские морозы, но наши сердца горели, и, видимо, этот жар был настолько заразителен, что публика в зале плакала. Мы тогда играли, конечно, не столь сложную виртуозную программу, не было такого разнообразия, да и технический уровень оркестра несравнимо вырос за эти годы, стал более подвижным. Однако наши горячие сердца остались прежними, и, когда мы берем в руки свои инструменты, реальность вокруг преображается. Кстати, не было у нас раньше и таких хороших, дорогих мастеровых инструментов, за что отдельное спасибо нашей филармонии, которая заботится о профессиональном росте своих музыкантов. Безусловная заслуга областной филармонии в том, что нам довелось работать со многими именитыми приглашенными артистами, благодаря которым мы все это время неустанно поднимали свой уровень".


Сергей Шумков. Фото: Из архива Дарьи Гавриловой

Талантливый мальчик Сережа, родившийся на Украине, музыкальное училище оканчивал уже в Чите. После были Владивостокский ансамбль песни и пляски Краснознаменного Тихоокеанского флота, Владивостоксий Дальневосточный педагогический институт искусств, и — Магадан. Помимо занятости в оркестре, Сергей Владимирович много лет преподает по классу аккордеона в колледже искусств, а также является педагогом и концертмейстером в школе искусств имени Владимира Барляева. именно он работает с "Колымскими звездочками", и именно его фонограммы звучат в их выступлениях. Примечательно, что супруга Сергея, Наталья Шумкова (начальник управления культуры Магадана), тоже когда-то начинала играть в оркестре на малой домре! Поэтому 20-летний юбилей коллектива в некотором смысле их общий семейный праздник. А вот единственная дочь Настя по "музыкальным" стопам родителей пошла только наполовину. Окончив музыкальную школу по классу фортепиано и английскую гимназию с серебряной медалью, решила поступать на иняз СВГУ, где и учится сейчас на одни пятерки уже на IV курсе.

Я очень благодарен судьбе, что играю в этом оркестре, одни только наши большие гастроли по Дальнему Востоку в 2008 году чего стоят!

"Они и сейчас вспоминаются, как сплошное счастье. Естественно, что, как музыканты, мы растем, играя. Работа на одной сцене с прославленными тенорами, с непревзойденной Еленой Образцовой — сколько незабываемых моментов и бесценного опыта! И, главное, конечно, наш зритель, все ради него"!

"Мы отдыхаем душой на работе"!

В оркестре пять домр-альт, и играют на них красивейшие девушки Юлия Куракова, Ольга Журавлева, Надежда Постникова, Александра Фадеева и Лидия Смилянская.

Первая запись в трудовой книжке очаровательной артистки оркестра Юлии Кураковой — 1 сентября 1997 года. Юля училась в тот момент на III курсе училища искусств, когда тогдашний главный дирижер Магаданского Русского оркестра Анатолий Цеп пригласил ее в оркестр. А приглашал он лучших из лучших!


Юлия Куракова. Фото: Из архива Дарьи Гавриловой

"Для меня это было так почетно, — говорит Юлия, — я так гордилась тем, что играю на одной сцене вместе со своими преподавателями! А училась я у Татьяны Арсентьевны Челноковой (артистка оркестра, малая домра). Сегодня все мы, ее выпускники — и Анна Баранова (малая домра), и Саша Фадеева (домра-альт), и Оля Журавлева (домра-альт), и Костя Ершов (балалайка-прима), играем в оркестре, продолжаем традиции".

Забавно, но Юлия Куракова окончила музыкальную школу №2 на Пионерном по классу домры с "четверткой" по специальности. До того как получить диплом Челябинской академии культуры и искусств, девушка отучилась на народном отделении по классу домры-альт в Магаданском государственном училище искусств. Сегодня 37-летняя Юлия Дорофеевна — заведующая народным отделением в магаданской музыкальной школе, руководитель детского оркестра русских народных инструментов. Преподает домру и балалайку. Играет светловолосая красавица и в "Метелице", и в муниципальном ансамбле "Арт-квартет". Счастливо замужем, вместе с супругом воспитывают 13-летнего сына Александра. Сын, кстати, учится в пятом классе музыкальной школы по классу балалайки и проявляет в этом недюжинные способности!


Екатерина Мочалова и Юлия Куракова. Фото: Из архива Дарьи Гавриловой

Приезжие артисты, с которыми нам довелось вместе играть, не раз говорили, что Магаданский Русский оркестр уникальный коллектив, этакая большая дружная семья. Без преувеличения, оркестр имеет ведущее значение в жизни каждого из нас, несмотря на то, что все мы работаем по совместительству где-то еще. Мы отдыхаем душой на работе у себя в оркестре!

Сохраняя красоту

Эту красивую семейную пару все знают: Галина (баян) и Эдуард (домра-бас) Рудаксы в оркестре с самого его славного начала.

"Одним словом эти 20 лет не опишешь, — улыбаются они, — просто не представляем свою жизнь без оркестра, вот и все, он уже у нас в крови".


Эдуард и Галина Рудаксы. Фото: Из архива Дарьи Гавриловой

Галина и Эдуард вместе окончили магаданское музыкальное училище по классу баяна, также вместе — Хабаровский государственный институт культуры и искусств по специальности "Дирижер оркестра и преподаватель". Галина играла и на басовой домре, и на гуслях.

"Мы, "народники", универсальные люди, — смеется Галина, — в институте нас всему этому учили — на всех народных инструментах уметь играть".

В оркестре она играет на баяне "Юпитер": инструменту около пяти лет, стоит он пятьсот тысяч рублей! А как играет! Заслушаешься!

"Это мастеровая, ручная работа, — поглаживает Галина Юрьевна свой баян, — он многотембровый, пятирядный, много регистров".

Галина Рудакс — директор детской хоровой школы.

"В прошлом году, как вы помните, в Магадане был грандиозный концерт, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне, мы там играли. А в сводном хоре области под аккомпанемент нашего оркестра пели маленькие солисты и из детской хоровой школы. Приобщаем! И к истории, и к музыке! Знаете, это потрясающе, что у нас в городе есть такой профессиональный коллектив. Когда зрители кричат "Вы лучшие!", это ни с чем не сравнимая радость. А в детских садиках какая отрада! Видеть эти распахнутые, изумленные и восхищенные глаза маленьких крошек – ни с чем не сравнимое удовольствие и счастье"!

Эдуард Рудакс — бессменная домра-бас оркестра (хотя тоже баянист, как и супруга), единственный в коллективе, кто может на ней играть. А еще он инспектор оркестра, следит за состоянием инструментов. На домре Эдуард Анатольевич играет в "Метелице", на баяне – в школе искусств имени Владимира Барляева.

"Главный дирижер нашего оркестра, я считаю, — говорит Эдуард Анатольевич, — чтобы оркестр звучал интересно. Константин требовательный, зато оркестр играет виртуозно для такого небольшого состава".

Супруги воспитали двух прекрасных сыновей. Старший, 27-летний Антон, стал музыкантом. Младший, 22-летний Андрей, — танцор, учится на хореографа, но сейчас в армии.

Они признаются, что не устают от музыки в своей жизни. И когда вечером приходят домой и закрывают дверь, отнюдь не оставляют ее за порогом. Как можно одним словом описать эти двадцать лет? Работа? Служение? Подвижничество?

Со студенческих лет играет в оркестре и является его концертмейстером Анна Баранова — еще в 1996 году она села на первую домру в оркестре, окончила Гнессинку в Москве, и вновь вернулась в оркестр.


Анна Баранова. Фото: Из архива Дарьи Гавриловой

Также с основания коллектива здесь трудится Александр Киц (балалайка контрабас). По образованию — баянист. Ведущий музыкант в оркестре. В некоторых произведениях играет на бас-гитаре. Равных в городе ему просто нет! Владеет несколькими инструментами. Балалайка контрабас, бас гитара, тромбон, труба.


Александр Киц. Фото: Из архива Дарьи Гавриловой

Очень хочется рассказать о каждом. Но лучше всего придите и послушайте, как они играют!

Знакомясь поближе с Магаданским Губернаторским Русским оркестром, понимаешь, что решать что-то в этом мире могут не только деньги, но и идея сохранения красоты и старины.

Эстетический консерватизм выражает мнение нескольких тысяч образованных колымчан, понимающих и чувствующих ценность народной музыки, памяти, атмосферы и прочих невесомых прелестей. Эстетический консерватизм — позиция культурного меньшинства. Для того, чтобы прочувствовать и оценить, надо иметь инстинкт красоты, развитое чувство гармонии. Откуда бы все это взялось в нынешней лихорадке будней у средних менеджеров, рулящих сейчас жизнью?

Так что вместо чего-то сказочно-таинственного, поросшего травой и деревьями, вместо всего этого поэтического романтизма, абсолютно непонятного нормальному менеджеру, в их машинах играет совсем иная досуговая музыка. Вытеснит ли она навсегда нашу, русскую, родную? И будет ли кому играть ее в скором обозримом будущем?

Ещё новости о событии:

Сегодня в МЦК состоится удивительный концерт Магаданского Губернаторского Русского оркестра с участием молодой солистки областной филармонии Марии Челях и ансамбля академического народного танца "Колымские звездочки".
18:34 03.11.2016 Commfy49.Ru - Магадан
Оркестр - MagadanMedia.Ru
Журналист Дарья Гаврилова в блоге MagadanMedia рассказала о предстоящем концерте и представила интервью с музыкантами 3 ноября, MagadanMedia.
15:37 03.11.2016 MagadanMedia.Ru - Магадан
 
По теме
    «Станция «М» - так называется новая выставка нашего краеведческого, организованная к 90-летию музея.
Декламация, театральная зарисовка, танцы и песни – агитбригада «Юность» подготовила патриотическую литературно-музыкальную композицию, посвящённую России и её защитникам – воинам – участникам СВО.
Интервью , Общество   Впервые в Магаданской области звание “Заслуженный коллектив народного творчества” присвоили вокальной студии Нины Трушиной.
На Колыме Госавтоинспекторы установили нетрезвого водителя - Kolyma.Ru МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. 28 марта сотрудниками Госавтоинспекции Отделения МВД России по Хасынскому району на улице Центральной в п. Палатка был остановлен автомобиль «Тойота Кроун» под управлением 44-летнего гражданина.
Kolyma.Ru
На Колыме Госавтоинспекторы установили нетрезвого водителя - УМВД Магаданской области 28 марта сотрудниками Госавтоинспекции Отделения МВД России по Хасынскому району на улице Центральной в п. Палатка был остановлен автомобиль «Тойота Кроун» под управлением 44-летнего гражданина.
УМВД Магаданской области
photo 2024 03 28 15 35 05 - Газета Магаданская правда Максимальный размер составляет 50 тыс. рублей Фото: imghub.ru Правительство России увеличило размеры ежемесячной специальной социальной выплаты для медицинских работников.
Газета Магаданская правда
Активист регионального отделения «Волонтёры Победы» стал победителем всероссийского конкурса «Послы Победы. Москва» 2024 года - Инициатива Колымы Активист регионального отделения «Волонтёры Победы», старший курсант Молодежного патриотического клуба «Наследие» стал победителем Всероссийского конкурса «Послы Победы.
Инициатива Колымы
Встреча с психологом - Детская библиотека Дорогие читатели! 7 апреля в 13:00 состоится встреча с Гринцевич Натальей Сергеевной – клиническим психологом, экспертом в сфере материнства.
Детская библиотека