22 ноября в МЦК известный пианист наш земляк Яша Немцов исполнит произведения репрессированного композитора Всеволода Задерацкого

22 ноября в МЦК известный пианист наш земляк Яша Немцов исполнит произведения репрессированного композитора Всеволода Задерацкого

Магаданская филармония приглашает любителей фортепианной музыки на концерт российско-германского пианиста и музыковеда Яши Немцова в муниципальный Центр культуры. В среду, 22 ноября, он исполнит произведения российского композитора и пианиста Всеволода Задерацкого – человека трагической и удивительно интересной судьбы, не по своей воле попавшего на Колыму, где в лагерях на телеграфных бланках и обрывках тетрадных листов простым карандашом без ластика сразу набело написал всетональный цикл из 24 прелюдий и фуг – без права на ошибку.

Едва не расстрелян красными…

Творческое наследие выдающегося композитора и литератора Всеволода Петровича Задерацкого лишь в XXI веке начало осознаваться как уникальное явление искусства первой половины минувшего столетия, отмечает в своих работах о композиторе музыковед, руководитель фонда сохранения музыкального наследия Всеволода Задерацкого (г. Москва) Марина Броканова. Причина столь запоздалого признания – в необыкновенной биографии композитора и сокрытии его имени в советский период истории.

Всеволод Задерацкий родился 21 декабря 1891 года в г. Ровно. Окончив гимназию в Курске, поступает в Московский университет на юридический факультет и в Московскую консерваторию, в которой проходит полный курс обучения фортепиано, оперносимфоническому дирижированию и композиции в 1910 – 1916 годах. В 1915 – 1916-м В. П. Задерацкий входил в число музыкальных наставников цесаревича Алексея. Этот непродолжительный период биографии сыграл роковую роль в жизни композитора и судьбе его творчества, на многие десятилетия погрузившегося во мрак забвения.

В 1916 году Задерацкий был призван в русскую армию и в качестве офицера принимал участие в Первой мировой войне. Позднее, в 1919 – 1920-х, ему снова пришлось встать в строй, на этот раз в белой армии в гражданскую войну. Его военная карьера окончилась пленом у красных, причем он едва не был расстрелян ими. Был помилован лично Дзержинским и сослан в Рязань. До конца 1930-х годов Всеволод Петрович относился к «лишенцам» – гражданам, лишенным избирательного права, это положение означало бесправие во многих отношениях – так описывает страшные события в судьбе Задерацкого его исследователь пианист и музыковед Яша Немцов. Например, лишенец не мог получить постоянной работы, заниматься многими видами профессиональной деятельности, иметь телефон и т. д.

…После чего арестован. Неоднократно

В 1921 – 1922 годах Задерацкий был дважды арестован, но каждый раз реабилитирован.

Трагической вехой стал арест Задерацкого в 1926-м, когда его без объяснения причин доставили в тюрьму. Хуже всего то, что при аресте были уничтожены все его рукописи. От всего написанного им до тех пор не сохранилось ни единой ноты. После этого была попытка самоубийства в тюрьме. Только через два года Задерацкий вышел на свободу. Обе его первые фортепианные сонаты, сочиненные сразу же после этого, своим необычно мрачным настроением и крайне суровым гармоническим языком свидетельствуют о тогдашнем душевном настрое композитора.

В 1928 году он создает две сонаты для фортепиано – самые ранние дошедшие до нас произведения. В этих сочинениях композитор предстает ярким авангардистом.

В 1930 – 1934 годах Всеволод Петрович проживает в Москве, где создает две оперы, несколько фортепианных циклов, множество вокальных и камерных произведений, а также Лирическую симфониетту для струнных. Не прошло и десяти лет, как последовал новый арест. Однако на этот раз Задерацкий принял меры предосторожности: предчувствуя надвигающуюся беду, он попросил жену спрятать его рукописи.

В мае 1937-го его доставили в тюрьму г. Ярославля. При проведенном перед этим обыске в его квартире ничего не нашли, кроме концертных афиш оркестра под управлением Задерацкого. Среди них была программа с произведениями Вагнера и Рихарда Штрауса. Позже его жена узнала, что Задерацкий был арестован за «распространение фашистской музыки» и отправлен в трудовой лагерь «на Севере». Какой это был лагерь, ей нельзя было знать, ибо он был осужден на «десять лет заключения без права переписки».

Без права переписки, но с правом писать. Музыку

В 1937 году его по сфабрикованным обвинениям арестовывают и ссылают в «Севвостлаг» (Магаданская область) – один из самых мрачных и жестоких каторжных лагерей. Севвостлаг управлял многими лагерями, находившимися большей частью в долине реки Колымы – в самом суровом краю России, где условия были особенно тяжелыми, а продолжительность жизни заключенных, как правило, составляла не более четырех лет.

К этому периоду относится и цикл из 24 прелюдий, созданный почти одновременно с аналогичным циклом Шостаковича, отмечает исследователь Немцов. Поразительный, абсолютно самобытный музыкальный язык пьес и их глубочайшее художественное наполнение – совершенно индивидуальное явление в дальнейшем развитии жанра, оказавшегося знаковым для отечественной музыкальной истории! В. П. Задерацкий в 1937 – 1939 годах воплотил идею, с которой спустя 5 лет соприкоснется П. Хиндемит в своем цикле «Ludus tonalis» и к которой спустя 15 лет обратится Д. Шостакович, давший старт многочисленным рецидивам создания полнотональных циклов в советской музыке. При этом вследствие известных причин сочинение Задерацкого не оказало влияния на ход развития музыкальной истории, однако теперь, спустя несколько десятков лет после его создания, оно предстает не только ярким художественным откровением, но и ценнейшим музыкально-историческим артефактом.

– Тогда моя мать еще не знала, что это обозначало верную смерть, – пишет сын Задерацкого Всеволод Всеволодович, российский музыковед, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского , автор книги об отце «Per aspera». – Она начала бороться за возвращение своего мужа. Поехала в Москву и встала в бесконечную очередь просителей к Михаилу Калинину. Только полтора года спустя она дождалась и осенью 1938 года смогла подать свое заявление. Сейчас трудно сказать, подействовало ли это, но в июле 1939-го Задерацкий был освобожден.

Золотое кольцо от з/к

«Мой отец считался в лагере рассказчиком историй, – вспоминает в исследовательской статье Яши Немцова Задерацкий-младший. – Это означало, что после работы и особенно зимой начиналось его время. Заключенные собирались у огня и слушали его истории. Благодаря своему особенному литературному дару и богатому метафорами языку он выдвинулся на первое место. Это впоследствии оказалось важно ему при освобождении. Когда ему разрешили ходить (это случилось, кажется, 22.7.1939), пути ему были открыты, но как бы он ушел? Регион нужно было колонизировать, и расчет правителей был прост: освобожденные тоже должны были оставаться там. Чтобы уйти, нужно было добраться в Магадан, а там матросом или такелажным рабочим сесть на корабль во Владивосток. Только после этого можно было ехать дальше по железной дороге...

Отец рассказывал, что один из его постоянных слушателей – старый вор – при освобождении вынул изо рта золотое кольцо (которое он хранил там несколько месяцев) и дал ему со словами: «С ним ты пойдешь дальше». Всеволод Петрович сумел убедить своих охранников, что будет писать только ноты, а не слова. Вспоминая об этом позже, он очень сожалел, что у него тогда не было ластика, поэтому ему приходилось сразу писать набело. Не нужно особо подчеркивать, что в радиусе сотен километров не было ни одного пианино. Бумага, которую он раздобыл, была стопка бланков для телеграмм, тоненький блокнот (9,5 на 19,5 см) и несколько отдельных листов в клетку размером 14 на 20,5 см».

Вернувшись домой в конце 1939 года, Задерацкий сразу окунается в напряженную творческую работу, заканчивает начатую ранее оперу, пишет фортепианные сонаты, камерные и вокальные сочинения. С наступлением военного времени в период скитаний по провинциям он создает фортепианные циклы «Легенды», «Родина», «Фронт». Во львовский период Задерацким были написаны симфония, два детских фортепианных концерта, Скрипичный концерт. Смерть застала композитора в ночь на 1 февраля 1953 года, работающим над оркестровкой этого концерта.

Литературное наследие Всеволода Задерацкого становится известным лишь с 2012 года, когда из печати вышла книга новелл «Золотое житье» (по материалам неоконченного романа «Человек идет по эпохе»). Выход книги произвел большое впечатление в литературных кругах. Его повести были оценены как ярчайшее явление русской литературы первой половины ХХ века. Им создано также четыре пьесы для драматического театра, которые и по сей день ждут изучения и оценки.

Справка «МП»

Яков Григорьевич НЕМЦОВ (нем. Jascha Nemtsov) род. 7 октября 1963 г. в Магадане в семье Г. Т. Немцова, репрессированного в 1938 г. – российско-германский пианист и музыковед. Окончил с золотой медалью специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории, затем с отличием Ленинградскую консерваторию (1986). С 1992-го живет в Германии. В настоящее время сотрудник Школы еврейских исследований в Потсдамском университете. Защитил докторскую диссертацию о «Новой еврейской школе» в академической музыке первой половины XX в. (2004). В своих выступлениях зачастую перемежает исполнение произведений рассказом о судьбах их авторов. По мнению директора Центра еврейских исследований Денверского университета Дэвида Шнеера, «как пианист и исследователь, Немцов обладает уникальной возможностью поведать их историю и исполнить их работы. Он совмещает в себе любознательность историка и виртуозность музыканта». С 2010 г. Немцов заведует канторским семинаром Колледжа им. Абрахама Гайгера при университете Потсдама и в этом качестве способствует подготовке канторов для еврейских общин Германии и других европейских стран. Главное открытие музыканта – сочинения репрессированных композиторов, среди них – музыка Всеволода Петровича Задерацкого. Яша Немцов является первым и пока единственным исполнителем всего цикла «24 прелюдии и фуги для фортепиано» В. П. Задерацкого, созданного в 1937 – 1939 гг. в лагере на Колыме.

Автор: Полина Островская

 

Источник: газета «Магаданская правда», выпуск №89 (21049) от 17 ноября 2017 г.

 
По теме
23 ноября в областном краеведческом музее состоялась встреча-беседа Яши Немцова с магаданцами, неравнодушными к музыке и истории.
    «Станция «М» - так называется новая выставка нашего краеведческого, организованная к 90-летию музея.
Пожарно-тактические учения прошли в Магаданском областном театре кукол - МЧС Магаданской области Сегодня в столице Колымы прошли плановые пожарно-тактические учения, главной целью которых стала отработка действий подразделений МЧС при тушении пожара, спасение пострадавших,
МЧС Магаданской области
В Магадане заключен под стражу обвиняемый в развращении несовершеннолетних - Следственный комитет Вторым отделом по расследованию особо важных дел СУ СК России по Магаданской области расследуется уголовное дело по обвинению 40-летнего жителя Чукотки в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст.
Следственный комитет
photo 2024 03 28 15 35 05 - Газета Магаданская правда Максимальный размер составляет 50 тыс. рублей Фото: imghub.ru Правительство России увеличило размеры ежемесячной специальной социальной выплаты для медицинских работников.
Газета Магаданская правда
Семья под защитой закона - Детская библиотека В рамках региональной программы Сила Магадана в Лицее 14 им. А. К. Болдырева прошла беседа «Семья под защитой закона».
Детская библиотека
НА ПРОЛЕТАРСКОЙ, 20 А - Краеведческий музей     Друзья, хорошая новость! Приглашаем вас 30 и 31 марта с 11 до 19 часов БЕСПЛАТНО посетить новое выставочное пространство по адресу ул.
Краеведческий музей
«Магадан – город трудовой доблести» - Детская библиотека 7 апреля в 12:00 приглашаем жителей Магадана в историческое путешествие в рамках Всероссийского проекта «Страна трудовой доблести»!
Детская библиотека