Что такое «Туйгивин»? Почему этот праздник так важен для коренного населения Севера? Как стоит встретить день зимнего солнцестояния? – на этот и многие другие вопросы вы найдете ответы в следующей статье, которую написала Анна Кай, член Союза журналистов РФ, руководитель Центра национальных культур.
22 декабря в 12.00 в Магаданской области встретят корякский Новый год «Туйгивин». В 2017 году этот обрядовый праздник стал региональным и, как положено по традиции прошел в дни зимнего солнцестояния.
«Туйгивин» вобрал в себя обычаи береговых и оленных коряков, которые являются исконными жителями побережья Охотского моря и лесотундровой части Магаданской области и Камчатки, где соприкасаются границы двух субъектов России и объединяют жителей этих земель кровными узами, а также наследием традиций, обычаев и культуры предков.
Основные ритуальные действия, которые проводят аборигены, – это «Инэлвэт камлэлэн'» (окропление оленьей кровью четырех сторон света по ходу солнца) – обычай оленных коряков; и обряд – проводы морских животных, входящий в состав праздника «Хололо» береговых жителей. Эти комплексные обряды, связанные с хозяйственной деятельностью, считаются окончанием сезона и началом нового года у обеих групп корякских племен. Поэтому воссоединив эти важные торжества, коренные малочисленные народы, собравшиеся в Магадане, вместе празднуют завершение морзверобойного промысла** и встречи солнца, начало нового времени. Благодарение Духа Огня проводят все вместе и остальные обычаи одинаковы для всех групп автохтонного населения.
Сохранение и возрождение нематериальной культуры коренных малочисленных народов важны во все времена. К примеру, один из обычаев береговых коряков возрожден в 1990-х гг. на региональном эвенском празднике «Бакылдыдяк», это обряд добычи нерпы. Как и в давние времена корякские охотники по обычаю разделывают нерпу, просят прощения у нее и угощают вареным мясом всех желающих.
*Еще в 1777 году Тимофей Иванович Шмалев исследователь Северо-Восточной Сибири, этнограф, историк, географ описывал: «Китов в Гижигинской губе великое множество, и коряки их в байдарах легко промышляют, выбирая малых, как-то пяти и шести сажен, тамошним жителям в пище для рыбы (использовали китовый жир) весьма полезно».
*С исчезновением китобойного промысла у коряков, остались в прошлом и многие обряды, которые описаны у этнографов Владимира Николаевича Малюковича, Владимира Германовича Тан-Богораза, Владимира Ильича Йохельсона и др.
В 21 веке из-за малого количества носителей приходится объединять обряды и праздники родственных групп, к примеру, береговых и оленных коряков, в одно мероприятие. Вот так и зародился в Магадане региональный праздник «Туйгивин» – Новый год по корякскому летоисчислению. Этот праздник обязательно проводится в дни зимнего солнцестояния, после которого начинает прибывать день. Темное время идет на убыль и с каждым днем все ярче светит солнце-Тийкытий! У родственного корякам народа – чукчей в это же время проходит обрядовый праздник Пэгытти.
Встречать Новый год по корякскому обычаю необходимо с хорошими мыслями, чтобы наступающий год принёс удачу!