«Свидетель обвинения»: интервью с режиссером, актером и художником накануне премьеры

«Свидетель обвинения»: интервью с режиссером, актером и художником накануне премьеры
«Свидетель обвинения»: интервью с режиссером, актером и художником накануне премьеры
Фото: minkult.49gov.ru

Игры разума по Агате Кристи

Радион Букаев – о своей «сделке с жизнью» на сцене магаданского театра

Режиссер из Краснодара Радион Букаев ставит на сцене магаданского театра детективный спектакль «Свидетель обвинения» по пьесе Агаты Кристи. Представители старшего поколения должны помнить голливудскую экранизацию этого произведения 1957 года Билли Уайлдера, того самого, что через два года снимет комедию «В джазе только девушки» с Мэрилин Монро. Премьерные показы пройдут сегодня и завтра.

Театральных завсегдатаев уже несколько озадачил сам жанр постановки, обозначенный на афишах как «сделка с жизнью в двух действиях». Что это – рекламный ход? Почему был выбран именно детектив, тем более произведение классика английской литературы ХХ столетия, не часто воплощаемое на сцене?

Как пояснил Радион Букаев, у него уже был опыт постановки детектива в минусинском театре и он остался не совсем удовлетворен достигнутым результатом. Поэтому, когда руководство Магаданского музыкального и драматического театра предложило ему поставить Агату Кристи на его сцене, он охотно откликнулся на возможность соткать особую атмосферу тайны, нервного напряжения у зрителя и парадоксальной разгадки детективной истории.

– Агата Кристи – большой мастер головоломных конструкций, – считает Радион Букаев, – но время не стоит на месте и люди сегодня стали думать быстрее. Современная киноидустрия тоже внесла свою лепту в развитие детективного жанра. Все подобные ленты имеют более закрученные сюжетные линии с включением элементов мистики, иных реальностей. Мне захотелось сконструировать нечто особенное. И здесь пожелания театра совпали с моими устремлениями. Я пытаюсь в своей работе отойти от профессионального взгляда и посмотреть на будущий спектакль глазами простого зрителя: будет ли ему интересна моя конструкция.

Но, возможно, ваш зритель не привык к экстраординарным способам сценического воплощения, уже обыденным для Европы и Центральной России. Это и не хорошо, и не плохо. У вас свои определенные культурные коды. Но при этом магаданский зритель тоже смотрит телевизор. Наверняка вы видели такие фильмы, как «Игры разума», «Бойцовский клуб», «Шестое чувство». В этом спектакле я пытаюсь соединить вашу реальность, ваш темпоритм со своими мыслями, идеями и современными тенденциями театра и кино.

Работа над детективом – плод совместного напряжения сил и внутреннего самоощущения режиссера и труппы. Как сказал Радион Букаев, магаданские артисты – люди отзывчивые и открытые всем идеям постановщика, одновременно предлагающие свое видение в создании того или иного образа. В ходе сценического воплощения текст пьесы, уже сильно адаптированный в краснодарском театре, претерпел еще более значительные изменения. Какие-то сцены были сокращены, другие переписаны. Все это, безусловно, повлияет не только на динамику спектакля, нарастающее напряжение зрительского внимания в поисках ответа на закручивающуюся интригу детектива Агаты Кристи, но и даст возможность зрителю попытаться самостоятельно решить эту интеллектуальную головоломку.

Впрочем, для Радиона Букаева нахождение ответа и восстановление справедливости – закономерный финал любой детективной истории, не главное.

– Меня в этой пьесе цепляет не разгадка, а тип мышления, – говорит режиссер, – сталкивающиеся мировоззрения. Для меня важнее всех прочих персонажей адвокат, целиком поглощенный своей работой. Когда ты считаешь себя самым успешным юристом и стремишься спасти клиента из поистине безнадежной ситуации, потому что чувствуешь: этот человек невиновен, и ты любыми путями вытаскиваешь его, а потом вдруг совершаешь ошибку – вот это мне интереснее. А вообще, с детективами все просто. Нам всегда хочется подглядеть в замочную скважину, разгадать секрет, раскрыть тайну. Такова особенность человеческого ума.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Радион Букаев окончил Московский военный университет и Театральный институт имени Б. Щукина. В 2003 году организовал театр «Сакраментум», с которым побывал на многих фестивалях в России, Беларуси, Украине, Литве, Чехии, Германии, Армении, Иране, Испании. С 2013 по 2016 год был главным режиссером Елецкого драматического театра «Бенефис». Поставленный им спектакль «Железная воля» вошел в длинный список премии «Золотая маска». В декабре 2016-го Радион Букаев перешел в Краснодарский академический театр драмы им. М. Горького, где дебютировал со спектаклем «#он_она_собачка@» по мотивам чеховской «Дамы с собачкой». Радион Букаев в этом году номинировался на «Золотую маску».

Кто убийца?

Валерий Бунякин: «Спектакль должен зацепить зрителя с первой минуты»

Спектакль «Свидетель обвинения» – вторая встреча с детективом в долгой карьере заслуженного артиста России Валерия Бунякина. В начале 1990-х в нашем театре была поставлена пьеса Робера Тома «Ловушка», в которой ему довелось поработать. Корифей магаданской сцены считает: этот жанр будет востребован публикой во все времена.

– Это всегда интересно зрителю, особенно если в материале остро закручен сюжет. Что касается нового спектакля, могу сказать одно: до последней минуты никто из публики ничего не поймет, кто же все-таки убийца.

– Валерий Васильевич, каков ваш персонаж? Как вы воплощаете его?

– О своем персонаже всегда очень сложно говорить. Особенно на завершающем этапе. Мне впервые пришлось столкнуться с созданием образа юриста, тем более иностранного. В этом есть свои сложности. Потому что всякая судебная процедура достаточно монотонна. А когда разбирается дело об убийстве, сам сюжет делает действие напряженным. Это то, чем мы сейчас и занимаемся, чтобы у зрителя не возникло повода заскучать. Для нас главное – держать публику в напряжении и ввести ее в процесс разгадки тайны преступления. О детективе очень сложно говорить. Достаточно неосторожно проронить одно слово, и я невольно выдам то, что заложено в финале, а его должен увидеть зритель.

– Валерий Васильевич, насколько я знаю, текст пьесы был значительно переделан еще в краснодарском театре и уже здесь претерпел еще большие трансформации. С чем это связано?

– Дело в том, что режиссер предложил свой вариант инсценировки по пьесе Агаты Кристи «Свидетель обвинения». В его трактовке смещены акценты. История еще сильнее запуталась. Появились новые оттенки, связанные с психологической жизнью персонажей. Для актеров материал проще не стал, а превратился в более увлекательный. А вот как мы с ним справимся, об этом уже судить зрителю. Что же касается самого действа, то зрителя оно зацепит с первых минут и уже не отпустит до конца. Ведь имя Агаты Кристи говорит само за себя.

Эффектно без спецэффектов

65 тонн декораций, 450 костюмов из парчи и 15 бочек грима в новой постановке не использованы

Трудно переоценить роль художника-постановщика в создании спектакля – слишком многое лежит на его плечах. Сценограф «Свидетеля обвинения» Никита Сазонов (г. Санкт-Петербург) не впервые работает с Радионом Букаевым. Ему сегодня слово.

– Никита, чем будете поражать зрителя, какими техническими средствами нагружать сценическое пространство?

– Если вы ждете, что в качестве заманухи я скажу, что на нашем представлении будут использованы 65 тонн декораций, 450 костюмов, сшитых из парчи с драгоценными камнями, 15 бочек грима, то это не наш случай (улыбается). Театр – это инструмент свое­образного группового гипноза, в котором важна совокупность драматургии и светового решения. Потому что мы воспринимаем информацию процентов на 80 именно через зрительные рецепторы. Если говорить о детективе, который мы ставим в Магадане, то это непростая задача – вовлечь зрителя в действо, происходящее на сцене. Мы не может менять места действия. У нас оно одно. Мы лишь разделили его на временные зоны и таким образом предлагаем зрителю следить за разворачивающейся интригой, до последнего момента пряча разгадку. С тем, чтобы без спецэффектов или различных, не всегда честных способов введения зрителей в нервное состояние, а с помощью погружения и внимательного наблюдения за тем, что происходит на сцене, до самого финала закручивать пружину интриги: кто же является главным негодяем? Хотя сценография в нашем спектакле решена довольно лаконично, без аттракционных, бьющих по глазу взрывных моментов, но напряжение возрастает от эпизода к эпизоду.

Театральное искусство тем и отличается от других видов зрелищного жанра, зафиксированного на том или ином носителе, что это сиюминутное действо. И один показ не похож на другой. Мы можем хоть десять раз посмотреть один и тот же спектакль, и всякий раз открывать в нем что-то новое, не увиденное раньше.

Автор: Игорь Дадашев

 

Источник: газета «Магаданская правда», выпуск № 32 (21093) от 27.04.2018 г.

 
По теме
Пожарно-тактические учения прошли в Магаданском областном театре кукол - МЧС Магаданской области Сегодня в столице Колымы прошли плановые пожарно-тактические учения, главной целью которых стала отработка действий подразделений МЧС при тушении пожара, спасение пострадавших,
МЧС Магаданской области
В Магадане заключен под стражу обвиняемый в развращении несовершеннолетних - Следственный комитет Вторым отделом по расследованию особо важных дел СУ СК России по Магаданской области расследуется уголовное дело по обвинению 40-летнего жителя Чукотки в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст.
Следственный комитет
photo 2024 03 28 15 35 05 - Газета Магаданская правда Максимальный размер составляет 50 тыс. рублей Фото: imghub.ru Правительство России увеличило размеры ежемесячной специальной социальной выплаты для медицинских работников.
Газета Магаданская правда
Семья под защитой закона - Детская библиотека В рамках региональной программы Сила Магадана в Лицее 14 им. А. К. Болдырева прошла беседа «Семья под защитой закона».
Детская библиотека
НА ПРОЛЕТАРСКОЙ, 20 А - Краеведческий музей     Друзья, хорошая новость! Приглашаем вас 30 и 31 марта с 11 до 19 часов БЕСПЛАТНО посетить новое выставочное пространство по адресу ул.
Краеведческий музей
«Магадан – город трудовой доблести» - Детская библиотека 7 апреля в 12:00 приглашаем жителей Магадана в историческое путешествие в рамках Всероссийского проекта «Страна трудовой доблести»!
Детская библиотека