Валдис Пельш: О магаданской осени, привлекательности Севера и империи КВН

Интервью MagadanMedia с российским телеведущим

В Магадане побывал известный российский телеведущий Валдис Пельш. Корреспондент ИА MagadanMedia поговорил с документалистом о красотах Колымы, важности страниц прошлого, особенностях жителей северных территорий, великих путешествиях и знаках судьбы, а также об империи КВН. 

— Валдис Евгеньевич, на Колыме висит много ярлыков. Чем Магаданская область запомнилась вам? 

— Мы в основном восторгались красотами острова Завьялова. Получили очень большое удовольствие. Но надо сказать, что осень на Колыме — настолько яркая, я даже не ожидал. Кажется, что здесь всегда пасмурная погода, холод. Но теплый период в Магаданской области длится порядка четырех месяцев. И за это время природа отрывается по полной программе. 

— Появилось ли желание перенести эмоции о Колыме на пленку и снять историю про наш регион?

— Мы ведем долгие переговоры, потому что за документальное кино кто-то должен заплатить. А сейчас, в связи с изменившейся ситуацией в стране, найти деньги на кино стало сложнее, мне кажется. Но мы бы сюда вернулись с огромным удовольствием. Поэтому дайте возможность, и будет кино — это мы умеем.

— Сейчас регион пытается изменить имидж, перейти от лагерного прошлого к Колыме развивающейся. Как вы считаете, можно ли рассказать о территории исключительно в рамках новой концепции?

— Прошлое вы никуда не денете, оно все равно останется. Мне очень понравился памятник "Маска скорби", он, действительно, очень эмоциональный и правдивый.

И это не исключает всего комплекса восприятия Магаданской области. Прошлого не надо стесняться. Это одна из важных страниц, но есть еще другие.


Валдис Пельш на Колыме. Из архива Валдиса Пельша

— В фильме "Русский север. Дорогами открытий" вы исследуете его красоты, архитектуру, традиции. С чем связан ваш интерес к Северу?

— Во-первых, я плохо переношу жару. Во-вторых, у северных территорий — спокойная и молчаливая красота. И люди другие, и архитектура другая, и истории другие. Потому что иногда выживать здесь — уже является подвигом. А люди здесь не просто выживают, они здесь живут и добиваются каких-то успехов.

— Можно ли сказать, что северные люди чем-то отличаются?

— На Севере никогда не было крепостного права. И это накладывало отпечаток на образ жизни людей, на то, как они существовали. Например, у них другой говор, мягкий, очень интересный, приятный. У них своеобразная кухня. Все это очень интересно — просто оказаться рядом и посмотреть на все.

— А как думаете, есть ли перспектива у Севера для привлечения жителей из других регионов? Видите ли потенциал у северных территорий?

— Создайте здесь некую мечту, к которой потянется человек, и сюда поедут люди. Большой холодный период не отпугнет людей, если здесь они найдут свою жизнь, свое счастье и осознание, чего ты стоишь.

— Ваша семья много путешествовала. Можно ли сказать, что это стало фундаментом для ваших будущих документальных фильмов, ведь они тоже про путешествия, про исследователей, первооткрывателей и знакомство с территориями и жителями?

— Каждое лето мы ходили в походы, естественно. У меня и мама, и папа — байдарочники, и мы прошли Северский Донец, речку Малогу, Селигер, Гаую, Латгальские озера, пешком прошли Черноморские побережья Кавказа и пешком прошли Крым. Каждое лето мы на месяц уходили в поход. 

Сидя в комфортной обстановке, задаете себе вопрос: почему бы не пересечь Антарктиду? Ведь это же возможно! И это сделали Скотт, Амундсен, Шеклтон, Моусон. И если тебе это действительно интересно, то нужно продумать, как реализовать эту задачу.

Точно так же можно приехать к подножию Эвереста. И если не взойти, потому что нашей съемочной группе запрещено рисковать, за исключением высотных операторов, которые идут до вершины, то зайти в средний лагерь — это 7 тысяч метров, и это тоже достижимо.

Единственная вещь, когда понял, что это невозможно: в прошлом году в экспедиции на К2 мы дошли по леднику Балторо до подножия горы, мы поняли, что не сможем. И тем интереснее история людей, которые взошли вместе с нашими операторами. Гора пустила наших героев, но забрала одну жизнь. История этого фильма и его создание — это была самая тяжелая физически экспедиция. И неожиданная, с точки зрения того, что все было плохо, но чудо все-таки произошло: ребята поднялись на самую сложную гору на планете, и фильм получился.

—  Ваша съемочная команда вместе с экспедицией российских альпинистов покоряла Эверест. Произошло землетрясение, группа снимала в высокогорном монастыре. Никто не пострадал, но закончить документальный фильм, удалось не сразу. Не восприняли ли вы это как знак, что гора не пускает?

 — Нет. Мы попали под раздачу, и это нормально. В 2016 году, когда первая штурмовая группа пришла в третий лагерь (8 400 метров), где определяют: либо штурмуют вершину, либо идут вниз, нам передали по рации, что ветер рвет палатки. Я стал думать над тем, как найти деньги на третью экспедицию. И в 12 часов ночи, когда они должны были выходить, погода "легла", ветер стих, и они пошли на штурм. В этот момент я начал осторожно надеяться на то, что кино будет.

Так же мы уходили в Антарктиду. Нам полярники давали 15%, что у нас получится, потому что никто не ходил через три полюса в автономном режиме. Они отводили нас в уголок и говорили: " Ребят, 300 километров пройдете, потом вы сломаетесь, и мы вас будем эвакуировать. Чем раньше вы сломаетесь, тем быстрее мы вас вытащим оттуда ". Мы уходили с круглыми от ужаса глазами. Мы не верили, что мы пройдем. Только после "Полюса недоступности" — это самое редко посещаемое место на планете — мы стали верить, что всё получится, что хотя бы один полюс мы "взяли". Даже после финишной черты, мы, честно, не верили, что прошли. Но было ощущение, что мы сделали что-то нереальное.


Валдис Пельш на Колыме. Из архива Валдиса Пельша

—  У вас внушительный опыт в индустрии. Есть роли в фильмах, вы выступаете автором, сценаристом, продюсером в документальных лентах. А в каком качестве вы себя ощущаете лучше всего?

— Наверно, автор идеи. Самое интересное — придумать себе историю. Когда ты понимаешь, что придумал идею, и никто до этого еще до нее не додумался. Я всегда рассказываю идеи людям, мнения которых мне очень интересно. И когда это откликается, ты понимаешь, что стоишь на пороге начала съемок. 

— Поговорим о КВН. Вы были и игроком, и сидели в жюри. Сложно ли оценивать чужой юмор? Юмор субъективен? Или есть некий стандарт, технологии, которые влияли на оценки?

— Юмор всегда субъективен, и ваша оценка всегда субъективна. И мнение членов жюри, оно абсолютно субъективное. Я могу сказать, что когда мы играли сезон 1987-1989 года, а это был самый длинный сезон, это было одно из самых неприятных ощущений. Ты понимаешь, что члены жюри не воспринимают юмор твоей команды, и ставят, как тебе кажется, совершенно некорректные, необъективные баллы. Но это правильно.

— Что оставил после себя Александр Васильевич Масляков?

—  Он оставил после себя огромную империю. КВН — это не только "Высшая лига", это и "Премьер-лига" и региональные лиги. Это огромное количество людей, которые прошли эту школу. Это история, которая осталась в жизни.

Меня часто спрашивают: "Как изменил КВН вашу жизнь?". Я говорю — никак. Мы отыграли свой сезон, стали вице-чемпионами и пошли заниматься своим делом. Но кто-то отыграл несколько сезонов, кто-то, благодаря КВН, состоялся на телевидении, в каких-то других сферах. Александр Васильевич оставил после себя империю, которая будет жить уже своей жизнью.

— Ваша жизнь вплотную связана с музыкой. Каких исполнителей или какие жанры слушаете сейчас?

— То, что сейчас происходит в нашей музыкальной сфере, это какой-то голод по хорошей музыке.

То, что происходит, с точки зрения создания музыкального контента, это "шняга". Люди перестали писать музыку, они стали писать "модные треки".

Я бы хотел в ближайшее время дождаться появления нового исполнителя, которые заявят о себе. Сейчас есть возможность для любого талантливого композитора и исполнителя записать песню и "выстрелить". Думаю, скоро появится много хорошей музыки. 

Новости Магадана в Telegram

Группа MagadanMedia во ВКонтакте

Фото: Из архива Валдиса Пельша

Новости соседних регионов по теме:

  Телеведущего Александра Маслякова похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.
17:41 11.09.2024 Свойкировский.рф - Киров
Многолетний ведущий КВН Александр Масляков скончался из-за рака в воскресенье, 8 сентября.
15:01 10.09.2024 Mkset.Ru - Уфа
После смерти Александра Маслякова в КВН больше не будет постоянного ведущего.
13:10 10.09.2024 Gubdaily.Ru - Петрозаводск
Скончался ведущий программы «КВН» Александр Масляков 8 сентября. Его не стало на 83-м году жизни, сообщается в Telegram-канале КВН.
10:54 09.09.2024 Газета Семикаракорские вести - Семикаракорск
фото yandex.ru/images Накануне стало известно о кончине советского и российского телеведущего Александра Маслякова.
09:10 09.09.2024 OnlineVologda.Ru - Вологда
Российский телеведущий, ведущий КВН, заслуженный деятель искусств РФ Александр Масляков 8 сентября умер на 83-м году жизни.
10:11 09.09.2024 A42.Ru - Кемерово
Советский и российский телеведущий умер на 83-м году жизни, сообщил канал КВН в Telegram.
20:32 08.09.2024 Курская правда - Курск
На 83-м году жизни скончался телеведущий, легенда КВН Александр Масляков.
19:40 08.09.2024 TatPressa.Ru - Казань
Фото: telegram-канал «КВН»   Советский и российский телеведущий Александр Масляков умер на 83-м году жизни.
19:31 08.09.2024 Мой район - Санкт-Петербург
Умер ведущий КВН Александр Масляков Телеведущий скончался на 83 году жизни.
19:10 08.09.2024 Rzn.Info - Рязань
 
По теме
210-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова посвящается 18 октября в 18:00 в Большом зале библиотеки состоится открытый просмотр экранизации пьесы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» .
«Книжный смузи»: как первоклассники спасли Азбуку и стали читателями - Магаданская ЦБС В модельной Центральной городской библиотеке имени О. Куваева произошло преступление: у Буратино украли Азбуку, и это не просто шутка, а дело рук самых известных злодеев: Кощея Бессмертного,
Магаданская ЦБС
210-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова посвящается 18 октября в 18:00 в Большом зале библиотеки состоится открытый просмотр экранизации пьесы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» .
Научная библиотека им. А.С. Пушкина